Как учить дошкольников?

Как учить дошкольников?

Как учить дошкольников? Это вопрос не праздный. Ответа на него ищут ученые, организаторы образования, практические работники. Есть и попытки решения: обучением дошкольников в той или иной форме занимается детский сад, школа, наконец, родители. Методические подходы, приемы, результаты — все и у всех разное.

Не так далеко ушли те времена, когда наши требования к дошкольному учреждению были минимальны. Присмотрен ребенок? Не бегает по улице с ключом на шее? Накормлен? Его не обижают? Ну и прекрасно. Как говорится, чего же боле. Сверимся с собственным опытом. О чем мы спрашивали своих детей, забирая их вечером из садика? «Что ел на обед? Не промочил ли ноги?». А нынешние папы с мамой о чем спрашивают: «Занятия в бассейне были? Задачки сегодня решали? Что рисовали?»

 

Школьники

Школьники

Как видим, высшее дошкольное образование, о котором лишь недавно писали, пользуясь снисходительными кавычками, входит в повседневный быт. И неудивительно, — школа-то перестроилась, уже в начальных классах требует: читай бегло, пиши и считай быстро, запоминай, смекай. И оказалось, что отвечает этим требованиям лишь тот, кого сознательно готовили к ним в дошкольном детстве.

Эстонские педагоги первыми заметили: в так называемые классы выравнивания в большинстве своем попадают дети, которые пришли в школу, минуя детский сад. Сегодня это наблюдение подтверждено серьезными исследованиями: дети, пришедшие в школу из хорошего детского сада, существенно опережают в развитии так называемых домашних. В особенности тех, у кого дома не все ладно, чьи семейные обстоятельства оставляют желать лучшего. Очевидно и другое: выравнивать таких детей, чтобы обеспечить им к школе такие же стартовые возможности, как у их сверстников, надо задолго до школы. Отсюда всплеск внимания к детскому саду, новый взгляд на него.

Дошкольники

Дошкольники

Цифры охвата детей дошкольными учреждениями отражают не только душевное спокойствие родителей, которые могут всецело отдаваться работе, не беспокоясь о том, присмотрен ли их ребенок, но и предрекают другие цифры: показатели детского учения. Там, где осознали, что ребенок, который хорошо и легко учится, это потенциально благополучный в социальном отношении взрослый, а основы хорошего учения закладываются задолго до его начала, там уже пожинают плоды принципиально нового подхода к дошкольному воспитанию детей.

Сегодня никто не сомневается в том, что старших дошкольников можно и должно учить. Именно учить: чтению, счету, нотной грамоте, некоторым приемам ручного труда. Здесь вопроса нет. Вопрос в том, как учить дошкольников. И кто у кого должен перенимать приемы обучения? Детский сад у школы? А может быть, наоборот?

Пока что школа выступает по отношению к садику в роли строгого ОТК. Начинается учебный год, а вместе с ним претензии: вы не приучили детей к дисциплине, они не в состоянии высидеть урок, ведут себя слишком смело (!!), как дома (!!). Так ведь хорошо же, что смело, и хорошо, что как дома. Детский сад всегда стремился одомашниться, предельно приблизиться к семейному укладу отношений. Это его достижение. Но сейчас, уступая давлению школы, сады делают шаг назад. То есть по видимости можно его расценить как движение вперед, навстречу школе, но в том ли направлении надо двигаться, если иметь в виду (пусть в качестве отдаленной перспективы) всеобщее обучение дошкольников?

Детский сад

Детский сад

Кто сказал, что детский сад должен вот так буквально копировать школу? А что если бы школе, наоборот, поучиться у хороших воспитателей наставлять маленьких детей грамоте играючи, так, чтобы они и не замечали, что их учат, чтобы не случилось вдруг, чего доброго, на год раньше заронить вот это страшное и вредное ощущение: я хуже других, медленнее соображаю, воспитательница меня за это не любит. Может быть, не надо так уж обязательно усаживать малышей за парты. Столько ведь придумано прекрасных обучающих игр, увлекательных, веселых. Они не требуют всенепременного вытягивания в струнку. Можно возиться на ковре, играть в мяч, а между делом придумывать задачки или слово по первому слогу, запоминать узор, который тебе показали на одну минутку, чтобы потом сложить его из палочек.

Педагоги-дошкольники не без оснований полагают, что детский сад тоже вправе предъявить школе рекламации. Дети приходят в первый класс, приученные к музыкальным занятиям, к ритмике, к изобразительному искусству. Посмотрите, какие сейчас в садиках оркестры, как они превосходно звучат! Дети играют на двух-трех (а то и больше!) инструментах, поют на два голоса, танцуют, лепят, изготовляют превосходные поделки из шишек, желудей, глины. И куда все это девается? Спросите родителей. Они удручены: школьные утренники нельзя даже сравнить с детсадовскими, где каждому ребенку предоставлялась возможность проявить свои таланты и дети с удовольствием пели, плясали, читали стихи. Как быстро они забывают все это в школе, где нет специального музыкального руководителя, как в детском саду, а учительница в отличие от воспитательницы нередко не любит ни рисовать, ни делать что-нибудь руками.

Вот и выходит, что, получивший высшее дошкольное образование, ребенок, поступив в школу, с первых же дней разочаровывается в своих ожиданиях и с тоской оглядывается на детсадовское детство.

Школа

Школа

Это очень серьезное наблюдение. В том или ином виде это слышно многих работников дошкольных учреждений. Сегодня среди них немало вдумчивых специалистов, соединяющих точное научное знание, знание ребенка вообще, со знанием каждого отдельного ребенка, с неподдельным умением жить его интересами, его заботами, с безоглядной любовью к нему. Драгоценный сплав! Вот почему суждения и соображения педагогов-дошкольников, связанные с проблемой обучения дошкольников, заслуживают самого пристального внимания. Нельзя сделать ни одного шага в этом направлении, пока опыт, накопленный именно дошкольными учреждениями, не будет изучен и взят на вооружение школой.

comments powered by HyperComments
Оцените статью:
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка...
 

Статьи по теме «Семья и отношения»:

Ещё вам понравятся статьи:

Отзывы