Воспитание детей в стенах школы

Воспитание детей

Жизнь школы, ее предстоящее развитие волнует всех: за ее партами созидается будущее страны — дети. Огромное внимание уделяется проблемам воспитания. Воспитания идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического…

Важно, чтобы преподавание всех и обществоведческих, и естественнонаучных дисциплин вырабатывало у учащихся стройные материалистические представления, умение правильно объяснять явления природы и общества, готовность к творческой преобразующей деятельности.

Формирование мировоззрения

Дети

Дети

Путь к формированию мировоззрения начинается с познания. Вместе со знаниями учитель призван передавать ученикам свое собственное мировоззрение, свою убежденность, свою страсть. И начинать надо с самого начала — с первого класса. Школьные годы — самый восприимчивый возраст. И порою трудно сопоставить: с одной стороны — вся глубина зрелого мировоззрения, а с другой — маленький человек, только переступивший порог школы. Но с самого раннего детства стремление ребенка узнать что-то новое в окружающем его мире — стремление объяснить этот мир для себя. Значит, надо с раннего детства помогать ему строить подлинную картину мира. Значит, первый шаг первоклассника по пути познания — это уже начало его восхождения к мировоззрению.

К мировоззрению каждый приходит самостоятельно, путем личностного восприятия прочитанного, увиденного, услышанного, пережитого. Знания надо переработать, освоить, чтобы они претворились в убеждения, чтобы они стали мировоззрением. И как важно, чтобы ученики самостоятельно мыслили, обобщали изученное, доискивались истины. Учитель ведет здесь тонкую, ненавязчивую воспитательную работу. Ведет так, чтобы научить своих питомцев отстаивать идеалы, ценности образа жизни, проявлять боевитость и основательность в споре с идеологическими противниками, в борьбе с мещанством, недисциплинированностью, равнодушием.

Известно, что наиболее важные и интересные открытия сегодня совершаются на стыках наук. И при перестройке содержания и методов школьного обучения важно предусмотреть меры, позволяющие интегрировать мировоззренческие идеи из всех изучаемых в школе дисциплин. Имеет смысл выделить время для межпредметных занятий, для чего теперь создаются хорошие предпосылки. Наряду с уроком, в старших классах школ, в профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях шире практиковать лекции, семинарские занятия, собеседования, практикумы, консультации. Все эти формы занятий могут быть прекрасно использованы для интегрирования мировоззренческих знаний.

История и литература в помощь учителю

На уроках истории, обществоведения и других предметов надо воспитывать у школьников умение отстаивать свои убеждения, непримиримость к мещанству, иждивенчеству, потребительству.

Школьники

Несомненно, огромнейшее значение в нравственном воспитании, в формировании убеждений, мировоззрения имеет литература. Именно на уроках литературы должен воспитываться читатель, умеющий самостоятельно постигать художественные произведения, должны формироваться его взгляды на мир и себя, то есть на этих уроках созидается его мировоззрение. А формирование мировоззрения, как известно, — целостный процесс восхождения учеников к обобщениям. И школой чувств и мыслей в этом восхождении должно стать изучение литературы.

Все это очень важно учитывать в учебно-воспитательном процессе как школ, так и особенно профессионально-технических училищ. Особенно потому, что благодаря своему промежуточному социальному положению — уже не школьник, еще не рабочий — учащиеся ПТУ отличаются от своих сверстников — старшеклассников общеобразовательной школы целым рядом особенностей, влияющих на идейно-нравственное развитие личности. К шестнадцати-семнадцати годам наступает пора наибольшей социальной активности молодежи. В профтехшколе нужно продуманно, серьезно относиться к идейно-нравственному воспитанию, заботиться о всестороннем развитии будущих рабочих.

Сила труда

При этом ни в коем случае нельзя упускать из виду мировоззренческую суть труда, в первую очередь труда коллективного, производительного, общественно значимого. Труд — величайший преобразователь. Провести человека через детство и отрочество по пути изумления собственными силами — в этом кроется педагогическая мудрость. Именно от отношения человека к труду, к его качеству и результатам во многом зависит его отношение к товарищам, к самому себе, к жизни, нравственное формирование его личности.

Школьники

Школьники

Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного единства знаний, убеждения и действия, слова и дела. В самом деле, ничто так пагубно не воздействует на сознание растущего человека, как расхождение между словом и делом. Если мастер или наставник говорит о необходимости добросовестно трудиться, а сам прогуливает или отлынивает от работы, грош цена его словам. Если на уроке ботаники ребята отвечают на четверки и пятерки, а потом в лесу обдирают кору у берез, то урок не пошел им впрок, учитель упустил его воспитательный потенциал. Между тем все это непосредственно воздействует на формирование мировоззрения растущего человека.

СМИ в помощь учителю

Сегодня у учителя много добрых помощников в его воспитательной деятельности. Особое место здесь занимают средства массовой информации, важная роль среди которых принадлежит учебной программе телевидения, доставляющей до самых далеких окраин нашей необъятной страны выступления виднейших ученых, рассказы лучших писателей, уроки ведущих педагогов, бесконечно раздвигающей стены класса. Задача состоит в том, чтобы учителя умело пользовались этой сокровищницей, а учебные передачи по радио и телевидению становились глубже и содержательнее.

Какой быть школе нашего завтра? Решение этого вопроса волнует каждую семью, всю страну.

Оценили статью: 1
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
Загрузка...
 

Статьи по теме «Семья и отношения»:

Ещё вам понравятся статьи:

  1. superInga:

    Своему ребенку всячески стараюсь помогать. Нет, я не учу уроки за него, я делаю все, чтобы ему было интересно учиться самому.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Adblock detector